К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

«от Кремля до Рейхстага»

выставка графических работ из фондов Центрального музея Великой Отечественной войны

Дорога на Берлин началась у стен Москвы. Враг стоял всего в двадцати пяти километрах от столицы. Москвичи встали на защиту родного города: на улицах появились баррикады, противотанковые ежи, в воздух поднялись аэростаты.

 

Художник В.С. Бибиков на основе своей зарисовки создал линогравюру «Москва военная. Постройка баррикад». Преодолевая сопротивление ветра и снега, усталость, люди работают четко и слаженно. Они тянут тяжелые мешки с песком, устанавливают противотанковые ежи. В их действиях чувствуется уверенность в том, что столица не будет отдана врагу.

Бибиков В.С.

«Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года»

Линогравюра. 1943 г.

Бибиков В.С.

«Москва военная. Постройка баррикад»

Линогравюра. 1943 г.

Одним из знаковых событий не только Московской битвы, но и всей Великой Отечественной войны стал парад 7 ноября 1941 года, посвященный 24-й годовщине Октябрьской революции. К людям, ставшим очевидцами и участниками этого парада, вернулась уверенность в победе над фашистскими захватчиками. Парад 7 ноября 1941 года нашел широкое отражение в изобразительном искусстве.

 

Одна из таких работ представлена на нашей выставке. Это литография художника В.С. Бибикова «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года». Мимо Мавзолея В.И. Ленина, мимо Кремля сквозь ветер и снег уверенно и целеустремленно идут танки, чтобы защитить столицу от вероломного врага.

 

Щеглов Н.В.

«Наступление. 1941 г.»

Линогравюра. 1943 г.

Зарин Н.А.

«На защиту Москвы. Колонна ополченцев, вооруженных

винтовками»

Автолитография. 1960-е гг.

Зубченков П.П.

«Работница Трехгорки Раиса Скворцова на сооружении

оборонительной линии Москвы»

Рисунок. 1941 г.

Кокорин А.В.

«Москва военная»

Акварель. 1942 г.

Тема передовой на выставке представлена рисунком старшего сержанта, командира взвода связи П.М. Чернышева «Резервы близ Дмитрова», напоминающим нам о том, что для защиты столицы с восточных границ страны были переброшены сибирские и уральские полки.

Чернышев П.М.

«Резервы близ Дмитрова»

Графическая работа. 1941 г.

Живописец Б.В. Щербаков с первых дней войны был в рядах действующей армии, участвовал в подготовке обороны Москвы ― командовал взводом саперов.

 

Воин-художник сделал на фронте сотни рисунков. Среди них фронтовые портреты старшего лейтенанта Комарова и ефрейтора Петряева ― участников боев на ближних подступах к Москве. В портретных зарисовках автор добивается не только внешнего сходства, он показывает характер человека, одолевшего сильного и коварного врага.

Щербаков Б.В.

Старший лейтенант Комаров В.О. — участник боев на ближних подступах

к Москве.

Рисунок. 1941 г.

Щербаков Б.В.

Ефрейтор Петряев, участник боев

на ближних подступах к Москве.

Рисунок. 1942 г.

В декабре 1941 года началось контрнаступление под Москвой. Враг был отброшен от столицы на 200 – 400 километров, были освобождены многие города, деревни и села.

 

Вместе с наступающей армией в них входили художники и в своих фронтовых альбомах отражали то, что они видели: разрушения, разбитую технику, людей, переживших ужасы оккупации.

 

Бибиков В.С.

«Бой под Москвой»

Акварель. 1942 г.

Обрыньба Н.И.

«Бегущий»

Рисунок. 1942 г.

Обрыньба Н.И.

«Бегущий в панике»

Рисунок. 1946 г.

Зубченков П.П.

«Фашисты отступили»

Акварель. 1942 г.

Щеглов В.В.

«Позади Москва»

Рисунок. 1942 г.

© 2015 Центральный музей Великой Отечественной войны info@poklonnayagora.ru